Западная магическая традиция: История происхождения

Разговор о Западной магической традиции я хочу начать с истории ее появления. Без глубокого понимания того, что явилось движущей силой процесса достаточно сложно понять его философию, которая лежит в основе любой, а не только магической, традиции. В рамках данной статьи я не буду погружаться в исторические глубины, но некоторые знаковые моменты я постараюсь раскрыть, т.к. они, на мой взгляд, чрезвычайно важны для понимания.

 

Начнем с самого начала, с вопроса, когда и откуда взялась магия? Согласно исследованиям Мирча Элиаде, который всю жизнь занимался изучением мифологии и религии, магия появляется на заре существования человечества в период Верхнего палеолита (40—12 тыс. лет назад) на всей обитаемой территории. Эта магия была не отделима от жизни. Для древних людей не было никакой разницы между миром физическим и миром потусторонним. В этот же период времени достигает своего рассвета первобытное искусство, и я считаю, что эти события между собой связаны (исследование связи Магии и Искусства не является темой данной статьи, поэтому я предлагаю читателю провести это исследование самостоятельно).

 

Магия в античном мире (под термином «античный мир» подразумеваются страны греческой и римской культуры – предки современной Европы) никуда не делась. Подобно всем древним народам, греки верили в демонов и подземных духов, поддерживали культ мертвых и представляли себе богов в образе зверей и страшных чудовищ. Уже ко временам Гомера (VIII век до н.э.) люди весьма активно практиковали магию. Даже если исключить волшебные предметы, типа шлема Аида и сказочные мотивы, типа превращения Цирцеей в свиней спутников Одиссея – в тексте «Одиссеи» приводится вполне себе детально описанный некромантический обряд.

 

Гомер

Слушай с вниманием: как только туда ты, герой, доберешься,
Выкопай яму, чтоб в локоть была шириной и длиною,
И на краю её всем мертвецам соверши возлиянье —
Раньше медовым напитком, потом вином медосладким
И напоследок — водой. И ячной посыпь все мукою.
Главам бессильным умерших мольбу принеси с обещаньем,
В дом свой вернувшись, корову бесплодную, лучшую в стаде,
В жертву принесть им и много в костер драгоценностей бросить.
Старцу ж Тиресию — в жертву принесть одному лишь, отдельно,
Чёрного сплошь, наиболе прекрасного в стаде барана.
Славное племя умерших молитвой почтивши, овцу ты
Чёрную вместе с бараном над ямою в жертву зарежь им,
Поворотив их к Эребу и в сторону сам отвернувшись
По направленью к теченьям реки Океана. Тотчас же
Множество явится душ мертвецов, распрощавшихся с жизнью.
Ты немедля тогда товарищам дай приказанье,
Чтобы тот скот, что лежит там, зарезанный гибельной медью,
Шкуры содравши, сожгли и молитвы свои вознесли бы
Мощному богу Аиду и Персефонее ужасной.
Сам же вытащи меч медноострый и, севши у ямы,
Не позволяй ни одной из бессильных теней приближаться
К крови, покуда ответа не даст на вопросы Тиресий.

Одиссея, песнь 10, стихи 516—539

 

Описанные Гомером магические воззрения греков носили национальный характер. Они сохранялись в таком виде довольно долго, но затем подверглись сильному влиянию со стороны восточных культов. Человеком, который изучил восточные учения, перенес их на греческую почву и создал свою школу, стал Пифагор.

 

Пифагор

«В детстве Пифагор учился у кифариста, живописца и атлета, а в юности пришел в Милет к Анаксимандру учиться геометрии и астрономии. Ездил он… и в Египет, и к арабам, и к халдеям, и к евреям; там он научился и толкованию снов и первый стал гадать по ладану. В Египте он жил у жрецов, овладел всею их мудростью, выучил египетский язык… и узнал многое о богах. У арабов он жил вместе с царем, а в Вавилоне — с халдеями; здесь побывал он и у Забрата (Зороастр. — И. С.), от которого принял очищение от былой скверны, узнал, от чего должен воздерживаться взыскующий муж, в чем состоят законы природы и каковы начала всего. От этих–то народов и вывез Пифагор в своих странствиях главную свою мудрость».

(Порфирий. Жизнь Пифагора, 11—12).

 

Слово Алхимия (позднелатинское alchemia, alchimia, alchymia) восходит через арабское к греческому chemeia от cheo — лью, отливаю, что указывает на связь алхимии с искусством плавки и литья металлов. Другое толкование — от египетского иероглифа «хми», означавшего черную (плодородную) землю, в противовес бесплодным пескам. Этим иероглифом обозначался Египет, место, где, возможно, возникла алхимия, которую часто называли «египетским искусством». Впервые термин «алхимия» встречается в рукописи Юлия Фирмика, астролога 4 века. Важнейшей задачей алхимики считали превращение (трансмутацию) неблагородных металлов в благородные (ценные), в чем собственно и заключалась главная задача химии до 16 столетия. Эта идея базировалась на представлениях греческой философии о том, что материальный мир состоит из одного или нескольких «первоэлементов», которые при определенных условиях могут переходить друг в друга. Отсюда мы видим, что греки дали теорию, а египтяне — практику алхимии, т.к. в искусстве плавки и литья египтянам не было равных в то время.

 

Константин

II и I века до н. э. стали периодом интенсивной экспансии Рима на восток, в Грецию и другие страны, включая Египет. В завоеванных странах римляне столкнулись с высокоразвитой культурой, которую принялись жадно впитывать. Особенно сильное влияние оказала на Рим Греция. Выработанные там мировоззренческие и идеологические нормы оказались весьма пригодны и для римского общества.

 

Христианство возникло в Римской империи на территории Палестины в I веке в среде евреев. От своего возникновения до легализации при Константине христианство не имело официального статуса в Римской империи. После получения статуса государственной религии Римской империи христианство начало быстро распространяться по территории Европы.

 

Европейская цивилизация является прямым наследником античного мира, поэтому Западная магическая традиция восходит своими корнями к магическим традициям своих предков.




Алексей Королев
©Copyright 2018

Копирование материалов с данного сайта возможно только с разрешения администрации сайта и при указании прямой активной ссылки на источник.

Поделиться
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x